Есть проблема? Будем решать!
Я уже писал в предыдущем выпуске, что многие привычно путают, хорошую память и ум.
Исходя из этого, когда вы вспоминаете правильный ответ, вы вообще не думаете.
Во-вторых, я заметил, что многие боятся слова проблема, даже поправляют, мол, не проблема, а задача. А чего бояться, на то и проблемы, чтобы искать их решение. Вот если Вы боитесь искать решение, - тогда другое дело, заменяйтся слова, страх это не уменьшит.
Цитата из книги Г. Альтшуллера «Найти идею»
Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. "Оборудование" было предельно простым - две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.
На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Воспитательница ввела первого подопытного - мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки.
Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного - мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой... и остановился.
"Оборудование" я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь - подать вторую веревку.
В этом и была изюминка задачи:"как одному
справиться с работой, для которой нужны двое?..
Мальчик подергал веревку, пытаясь ее растянуть,
ничего у него не получилось. Тогда он бросил первую
веревку и схватил вторую. Результат тот же — соединить вёревки нё удалось
Побегав от одной веревки к другой, наш подопытный
отошел в угол й стал тереть глаза кулаками. Я подумал:
"Боже мой, хоть бы раз в жизни увидеть инженера,
плачущего из-за того, что не удалось решить задачу..."
Молодец, - сказала воспитательница, протягивая ему ему конфетину "Гулливер".— Ты все сделал хорошо,
очень хорошо.
И увела просиявшего подопытного: нужно было, чтобы он не обменивался опытом с теми, кому еще предстояло участвовать в эксперименте,
В комнату вошла девочка. Мй объяснили задание,
девочка схватила веревку, не дотянулась до второй веревки, бросила одну веревку, схватила другую, снова не
дотянулась ... и громко заревела. "Гулливер» и на этот
раз спас положение.
Быстро прошли, еще шестеро ребят. Все повторялось:
задание — безуспешная суета с веревками — "Гулливер" в утешение.
А потом появилась девочка, которая решила задачу. Обыкновенная девочка с косичками и
веснушчатым носом. Действовала она поначалу тоже
обыкновенно, схватилась за одну веревку, не дотянулась
до другой, бросила веревку, схватила другую...
И вот тут она задумалась. Она перестала суетиться и начала
думать! Сморщив веснушчатый нос, она смотрела куда-то в пространство и думала.
Я потяну эту веревку, - сказала она воспитательнице,— а вы дайте мне ту веревку,.
И добавила:
— Пожалуйста.
Воспитательница вздохнула: нет, ей и вот этому дяде вмешиваться в игру никак нельзя.
Признаться, я
ожидал слез. Но девочка, шмыгнув носом, продолжала думать. Она перестала нас замечать. Оглядывая комнату, она что-то искала.
Если вы хотите САМИ решить эту задачку не читайте дальше, подумайте! Ю
Потом подошла к подоконнику, порылась в игрушках и вытащила потрепанную куклу.
Нужен был второй человек, который подал бы веревку,
и девочка нашла этого второго человека... Точно по
стандарту: копия объекта вместо объекта!
Она начала привязывать куклу к веревке (я шепнул
воспитательнице: помогите привязать). Потом раскачала
получившийся маятник, взяла вторую веревку, поймала куклу. Задача была решена.
Я пытался отметить этот подвиг удвоенным призом, но воспитательница сказала: нельзя, непедагогично.
Девочка получила «Гулливера», шмыгнула носом и убежала, не подозревая, что только что совершила подлинное чудо, решив трудную творческую задачу.
Г. Альтшуллер
Мораль сей истории такова. Генрих Альтшуллер не видел инженеров, которые плакали не решив задачу, а я видел множество людей, которые плачут, жалуются, обвиняют, оправдываются и так далее (список можете продолжить), не решив задачи и проблемы, которые перед ними ставит жизнь. Более того, они ссылаются на то, что другие эти задачи не решили, значит это нормально!
Если бы так поступила эта девочка, - то и она бы задачу не решила?
И еще очень важный момент, вы заметили как себя вела воспитательница, обладательница ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ? Она знает, за что надо поощрять и даже просто хвалить детей.
И череда таких специалистов, убьют и убивают любое творческое начало в ребенке. За что хвалят? Послушный, ведет себя хорошо, все наизусть выучил, вызубрил, и не спрашивал, а зачем это и так далее!
Таким образом нас и отучают подходить творчески и мы уже настолько привыкаем, что не видим в этом ничего странного. Все не решили задачи в жизни, и я не решил, что такого? Я не хуже других!
И последнее. Я выше выделил красным цветом, уникальное явление: девочка задумалась! Это, видимо, не уникально для нее, но редкое явление для большинства уже в таком возрасте!!!
Большинство детей даже не попытались задуматься, а сразу сдались, и НЕ ПЫТАЯСЬ ПОДУМАТЬ!!!
Именно этому я хочу научить, а не готовым ответам, готовым рецептам, как достичь своей цели, заработать денег, создать бизнес. Умея думать и не боясь трудных задач — можно решить любую проблему, достичь любых целей!
Но это нелегко. На моих семинарах, в форме АДИ (альтернативно-деятельностная игра), где участники в основном работают в группах, (потому видео этих семинаров нет, да и смотреть это неинтересно, если сам не участвуешь), мне лишь ОТ НЕКОТОРЫХ участников удается добиться, на второй-третий день, что они задумываются получив вопрос, как девочка выше.
Большинство, или требует готового ответа, или жалуется, или говорит, на этот вопрос корректного :) ответа нет и прочее.
Но это уже совсем другая тема.
Юрий Мороз http://govoritvse.livejournal.com
P.S. Поступайте в ИЮМ, получайте практику и затем я буду ждать вас на АДИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий