Творчеством тут и не пахнет.
Почему, собственно, я предложил спрашивать у детей? Я предполагал, что это обсуждение: чему учиться и как учиться, станет совместным обсуждением детей и родителей.
Пока не получилось. Мне казалось очевидным, что за первым вопросом к детям, чему хочешь научиться, будет второй вопрос, а как ты думаешь, это сделать?
А если непонятно как это сделать — вот вам и та самая творческая задача. И вперед!
Родители и школьные учителя очень любят говорит о творчестве детей. На самом деле, творчество — это когда есть вопрос, а ответа нет. НИГДЕ НЕТ!
И как себя в таком случае ведут родители и школьные учителя? По моему — ведут себя плохо. :) Неуверенно. И хотят сбежать от такой ситуации.
Уверенно они себя чувствуют, когда дают детям задачки, сами уже зная верный ответ. :)
Поступило предложение открыть группу Вконтакте, для обсуждения. Это создаст проблему. Читатели рассылки, хотя как-то готовы к альтернативным подходам. Мне лично совсем неинтересно, слушать испуганные крики, что, дети в школу не будут ходить, они же совсем необразованными будут! О ужас!
Пока вы им объясните свою идею, вы уже все силы потеряете и потеряете желание что-то делать дальше. Религиозные убеждения — вещь очень серьезная и прочная, разрушить их очень нелегко.
Да и большинство людей не могут без «веры». Они верят или в науку, или в Христа, или в Будду или в йогу, но во что-то верят и там черпают все ответы. Им не нужно думать самим, вера дает все ответы.
Я давно заметил, что те, кто отрицают ИЮМ, сразу же по уши залазят в какую-то веру. Или становятся истовыми христианами, или начинают говорить, что все ответы даст наука или какие-нибудь индийские гуру. Но без «источника ответов» на все вопросы долго они пробыть не могут.
Собственно эти люди и в ИЮМ были догматиками и религиозными фанатиками. Что такое думать самому — понимают очень немногие.
Например, в школе преподают уже вычищенную науку и выбрасывают самое интересное — историю науки. Как мучились (годами!!!) великие, как они формулировали вопрос и долго не могли на него ответить, как заблуждались и преодолевали свои заблуждения и так далее.
Забыв об этом, и привыкнув к стройной теории, люди и после школы ищут такую же стройность в жизни, мол, нужно только взять нужную теорию (или веру) и все пойдет как по маслу.
Не пойдет. Будут и взлеты и падения и заблуждения и открытия, и мучительные раздумья и ощущение что нет света в конце туннеля. Это и есть творчество.
А всего лишь несколько дней без ответов в блоге и уже настроение участников падает, они готовы услышать готовые ответы и начать их реализовывать.
Но, увы, и так не происходит. Не найдя свои ответы, чужие мало кто способен реализовывать. Самолюбие мешает.
Рефлексия пока очень слабая. Можно (и нужно) повторить. Что такое рефлексия в нашем случае? Участники обсуждения в блоге (там было более 800 комментариев на последние 5 постов), пытались мыслить, предлагали что-то, придумали и так далее.
Это опыт мыслительной деятельности. Удачный, неудачный, неважно. Давайте все-таки проанализируем этот опыт. Как личный, какой именно вы получили опыт, что чувствовали, о чем думали, обсуждая тему в блоге.
И далее, после личной обратной связи, расскажите об обсуждении в целом: что чувствовали, что думали. Это необходимый этап, чтобы можно было двигаться дальше.
Выбрасывать все что мы сделали, мол, неполучилось, нельзя. Мы, фактически выбрасываем в этом случае свой опыт.
А обсуждение темы и детьми и родителями пока идет в духе вот этого примера из Г. С. Альтшуллера. Творчеством тут и не пахнет.
Размышляя над задачей, человек почти всегда начинает "танцевать от печки" - от привычного прототипа, от уже известных технических решений. Это одно из проявлений психологической инерции: нужно придумать нечто принципиально новое, а мысль прикована к знакомой "картинке", стоящей перед мысленным взором.
Однажды мы проделали такой опыт. В аудитории развесили изображения собак: открытки, снимки, вырезки из журналов. Затем слушателям предложили придумать и описать любое фантастическое животное. О собаках преподаватель не сказал ни слова, но из 29 работ 17 оказались привязанными именно к этому прототипу: собака с рыбьим хвостом, собака с крыльями... Могучие взлеты фантазии, не правда ли? В соседней аудитории рисунков не вывешивали, а группа слушателей получила то же задание. Результат: только в одной работе угадывалась "усовершенствованная собака".
Разумеется, уйти от прототипа- это еще не все. Нужно прийти к верному и новому решению. Но все-таки очень важно оторваться от привычного образа устройства, прибора, машины.
Найти идею. Г.С. Альтшуллер
А в нашей аудитории везде развешана известная нам школа.
Вопрос к участникам обсуждения. Нужны ли подсказки, или вы наберетесь мужества и сами будете идти к верному (сильному) решению?
И одну подсказку я все-таки сделаю. На самом деле нам ничто не мешает приступить к альтернативному обучению детей немедленно. Собственно школа (как юрлицо) нужна лишь чтобы выполнять формальные (юридически безупречно) задачи перед государством.
Сделаем ее, кто-то сомневается?
А вот к обучению можно приступить, не правда ли? И практика все и покажет.
А подсказки нужны участникам обсуждения в блоге или нет? Прошу каждого сделать рефлексию (личную) и по поводу всех, и ответит на вопрос — вы за подсказки или против.
И один комментарий из блога. Пока большинство родителей от этого далеко не ушли. У них только по форме все приличней.
Стала свидетелем такой сцены. Мама и ребенок (сын, "деточке" на вид так лет 12-13), станция юных техников, она записывает его на кружки.
Мама: нам нужен английский, рисование, математика, русский.
Ей подают расписание занятий. Она: нас устраивает только суббота, утром. По будням он долго делает уроки и не успевает сюда.
Они начинают обсуждать детали. Тем временем сын забирает расписание, смотрит: мам, тут же английский на девять утра! От нас маршрутки по субботам в восемь только начинают ходить, кто меня отвозить будет? А русский потом в два, перерыв почти три часа. Давай уберем русский?
Мама поворачивается, и со злостью: это не твое дело!! Чего ты перебиваешь, не видишь, я разговариваю! Я приеду и всё тебе расскажу!
Поворачивается и продолжает дальше любезно общаться с администратором. Он предлагает записать мальчика на борьбу, она как раз по времени встраивается между английским и русским.
Мама: нет уж, сюда на борьбу ходит Вова, дружок его, мы сюда ходить не будем.
Очень показательно употреблений местоимений в ее речи - "я", "нам", "мы" и т. п., ребенок как самостоятельная единица существует тогда, когда нужно заткнуть, упрекнуть или надавить, а как решать - так "я" и "мы")))
Мальчика я знаю. На вопрос "чему хотел бы научиться", ответ: "зарабатывать денег и быть одновременно в двух местах". А сколько денег хочешь зарабатывать? "Чтоб хватило свалить отсюда и не париться, оставит отец наследство мне или сестрам". А почему хочешь быть в двух местах? "Ну, один бы при маме все время дома сидел, а второй был бы я".
Те, кто хотят решать чему и КАК учиться, без участия (активного) детей — похожи на эту маму. Она лишает своего сына самого главного. Способности и привычки самостоятельно принимать решения. И ведь добьется своего! Капля камень точит.
Юрий Мороз
P.S. Я внимательно слежу за вами в блоге http://govoritvse.livejournal.com
P.P.S. Студенты ИЮМ, и бывшие в том числе, участием (конструктивным) в блоге заработают себе бонус. Немножко намекну. Я с вами, читая ваши сообщения в блоге — познакомлюсь поближе. Что дальше — пока секрет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий