Американский опыт образования.
Начну с цитат.
Надо стремиться к гармонии, а не большему количеству удовольствия. Ю.Мороз
***
Если он смеется над вашей логикой – напомните ему, как он пять раз бегал за водкой.
***
Я просто предложил ей чашку кофе, а увидел в её глазах секс, ЗАГС, двоих детей, ипотеку, трёх внуков и стакан воды.
***
Глупый муж ругает жену, а умный – себя: за то, что на ней женился.
***
Если советы не приносят вам пользу, значит, вы не умеете их давать.
***
С каждым прожитым днем особенно горько осознавать, что на твоей яхте никогда не будет вертолетной площадки…
***
Депрессия – это когда воздушный замок рухнул и придавил строителя.
Случайно попалась книга американского автора У. Глассера. Как раз на актуальную для нас тему. Что вы все со мной спорите. Поспорьте с ним. И найдите в интернете его книгу «Школа без неудачников» Прочитайте и поспорьте.
Почему я все время обращаюсь к образованию? Дело в том, что в ИЮМ нужно учиться совсем не так как в школе. Известный способ обучения вас подведет. Как уже не раз подвел. Цитирую отрывки из У. Глассера.
… Механическое запоминание плохо уже само по себе. Однако еще хуже то, что большая часть фактов, которые им приходится запоминать, мало связана с их детским миром — важные для них вещи либо преподаются плохо, либо не преподаются вовсе. Детей сбивает с толку внезапно возникшее и непонятное им противоречие между первыми пятью годами их жизни, когда они могли так или иначе решать собственные проблемы и получали радость от соответствующих умственных усилий, и всей последующей жизнью в школе—с первого до выпускного класса, где почти все, чему их учат, совершенно им неинтересно и оторвано от того мира, в котором они живут.
А что еще хуже, они привыкают к этому и другого способа просто уже не знают, забыли, разучились тому, что все умели в детстве. А мне приходится снова возвращать людей к этим утухшим способностям.
… Таким образом, перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни приводит к неудачам, а иногда и к преступности. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в реальной жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Однако многим приспособиться не удается. Я не утверждаю, что все школьные программы должны быть немедленно приведены в полное соответствие с интересами школьников, но я убежден — школьное преподавание не должно быть оторвано от жизни учащихся. Заставлять ребенка запоминать всевозможные факты так же малоэффективно, как заставлять его усваивать абстрактные идеи. Мы должны обучать его усилию размышлять—именно в этом я вижу одну из главных задач школы.
Размышление и способность думать, после введения ЕГЭ, просто изгоняется из школы. Понятно, почему люди не имеют это делать, закончив школу.
Не следует исходить из того, что дети осознают цель своего пребывания в школе и понимают всю необходимость и важность образования. С детского сада и до окончания школы мы должны объяснять детям или подводить их к собственному пониманию того, каким образом все, что они изучают, связано с жизнью. Мы же этого не делаем, что и становится первопричиной школьных неудач. По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью. От них все чаще требуют поверить на слово и изучать материал, действительный смысл которого им мало понятен, да подчас не только им, а и учителю. У большинства детей доверие к учителям постепенно пропадает, заменить же его нечем, а потому единственно возможный результат—неудача.
А заставлять учителю учить то, в чем школьники уверены, что им не нужно, - это сизифов труд! Это просто никому не нужно! Но так положено! Догма такая.
Для многих воспитание социальной ответственности заканчивается в дошкольном подготовительном классе, где этому уделяется соответствующее внимание. Учащиеся узнают о социальной ответственности меньше всего именно тогда, когда это становится крайне необходимо. Когда учащимся не предлагают задуматься над проблемами собственной жизни и соотнести эти проблемы с жизнью общества, когда поощряется голое запоминание того, что кто-то другой считает важным и необходимым, они начинают верить, что правильный ответ на уроке — решение всех проблем, а если таковые оказываются сложнее, тогда они считают их неразрешимыми в рамках формального образования.
Складывается впечатление, что образование движется в обратном направлении от своей исходной цели — научить людей жить в нашем мире, равно как и от биологически присущей нам способности мыслить.
Четвертый фактор, усугубляющий положение дел в образовании, — запрет на пользование учебниками во время экзаменов. Почему-то считается, что заученные сведения предпочтительнее сведений, проверенных по учебнику. Большинство контрольных тестов проверяют память, при этом запрещается пользоваться справочными материалами. Не хотел бы я ехать по мосту, работать в здании или лететь на самолете, сконструированном инженерами, которые полагались только на свою память.
Хотя инженеры-то как раз не гнушаются ни справочниками, ни таблицами, когда надо проверить важные, но трудно запоминающиеся детали. Будучи студентом медицинского факультета, я не раз наблюдал, как опытные хирурги просили принести в операционную справочник по хирургии, когда им приходилось сталкиваться с незнакомой ситуацией.
Однако видел я и других хирургов (не исключено, что их сделали такими многочисленные экзамены без права пользоваться справочниками), которые в таких случаях самонадеянно продолжали оперировать, а пациенту приходилось жестоко расплачиваться за их высокомерие. Жизнь учит: на память не надейся, лучше лишний раз проверь.
Школа же идет вразрез с жизненной логикой — проверить не мешает, но в серьезных испытаниях полагайся на память. Экзамены существуют для того, чтобы выяснить, как мы владеем методологией образования. Однако экзамены при закрытых книгах этого выявить не могут. Столкнувшись с проблемой в жизни, мы выстраиваем все факты в определенном порядке, при этом на память полагаемся только тогда, когда другого выбора нет. Не думаю, что цель контрольных тестов состоит в том, чтобы готовить детей именно к таким исключительным случаям.
Контрольные с открытыми книгами учат детей быстро и грамотно пользоваться справочной литературой, осмысливать необходимый материал и, отталкиваясь от фактов, решать задачи, развивать идеи, анализировать проблемы. Иначе достижение этих важнейших целей образования становится невозможным.
Хочу привести слова одного учителя средней школы. «В нашем мире, — сказал он, — есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, — это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени».
У. Глассер «Школа без неудачников».
Давайте спорить, пишите на http://govoritvse.livejournal.com
Только одно условие. Я занимаюсь практическим обучением, а вы раз защищаете существующую систему, то будьте добры сходите в школу, посмотрите и описывайте то, что вы увидите, а не свое мнение.
ЮРИЙ МОРОЗ
Комментариев нет:
Отправить комментарий