Айша-биби: не меркнет свет любви.
| Вот так и смотрят друг на друга, В предгорьях бег окончив свой, Влюбленный и его подруга, Век не дошедшая домой. Чандира
|
«Осень... Тучи... Земля прекрасна...». Почти тысячу лет эта строчка, исполненная куфической вязью арабского алфавита, украшает узорчатую колонну знаменитого мавзолея Айша-биби. Что хотел сказать неизвестный поэт — мудрец древности? За много веков здесь побывали тысячи людей. И каждый из них безуспешно пытался ответить на столь простой вопрос.
До сих пор на древней земле Тараза из поколения в поколение передают разные версии легенды об Айше, их 28.
Сами таразцы наиболее достоверной считают вот эту печальную историю. Молодой батыр — правитель Тараза Карахан Мухаммед полюбил красавицу Айшу, дочь мусульманского святого Зенги Баба и Анвар Бегим. Девушка ответила ему таким же пылким чувством. Когда Карахан вернулся в Тараз, затосковала красавица. Решив во что бы то ни стало увидеться с любимым, она просит благословения у родителей. Поступок Айши —неслыханная дерзость по тем временам, и рассерженный Зенги Баба запрещает дочери ехать к Карахану. Но ничто не может остановить отважную девушку. Ночью с няней Бабаджа Хатун она незаметно покидает дом. Путь их лежит в Тараз. На берегу Асы они останавливаются, чтобы передохнуть и привести себя в порядок. В свадебное саукеле (головной убор) заползает змея, она смертельно кусает Айшу-Биби. Весть молнией долетает до Карахана и он успевает приехать к ней до ее смерти. После обряда бракосочетания, Айша-Биби умирает на руках Карахана. Умирая, она обращается в Богу с просьбой: «Пусть не мы, но другие, будут счастливы в любви». Над ее могилой, самые талантливые мастера, приглашенные Караханом, строят чудесный мавзолей, равного которому не было и нет во всей Средней Азии, вписав имя Айши в вечность...
Звенит в печали и тоске Кобыз, он сердце рвет на части. Душа стремится ввысь к мечте, К глубокой нежности и страсти. Как жаль, что на земле вдвоем, Не суждено нам прикоснуться. Любовь свою мы пронесем Через миры… Уста сольются…
Стоял разбитым Карахан, У свежевырытой могилы, Его лицо и мощный стан, Опустошили горя силы.
-За что, суровый сей урок? Ты преподнес нам, о Всевышний! Змеей заполз жестокий Рок В наряд невесты белый, пышный. Наполнив ядом поцелуй, Чело украсил алой ранкой. Проклятый Бес, ты не ликуй, Не назовут ее беглянкой. Она была еще живой, Мы сочетали наши души. И непорочной красотой, Айша ушла… С ладоней суши… Карахан, говорят, прожил долгую жизнь. У него было несколько жен. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши. Сам мавзолей выглядит невероятно легким и изящным. Более восьми веков стоит он наперекор ветрам и непогодам как свидетель великой любви. Есть у этой трепетной легенды не менее волнующее и печальное продолжение. Похоронив свою воспитанницу, няня Бабаджа Хатун остается до конца своих дней хранительницей могилы Айши...
В знак признания растроганные современники после смерти Бабаджа Хатун причислили ее к лику святых и похоронили в двадцати шагах от любимой воспитанницы. Над могилой тоже поставили мавзолей.
Заботу о памятниках взял на себя род Тойшибековых. Дом их стоит сразу за оградой, окружающей это священное место...
К середине XX века от мавзолея Айша-биби осталась только стена со стрельчатой аркой входа и двумя колоннами, украшенными почти семьюдесятью видами орнаментов с растительно-геометрическими мотивами. Но даже эта сохранившаяся часть архитектурного шедевра поражает высочайшим мастерством, богатейшей художественной фантазией. А декоративное убранство усыпальницы, ее пропорции поистине уникальны.
Секрет долголетия памятника — по-прежнему тайна за семью печатями. В мире немало древних сооружений, величественных и масштабных, которые время не смогло разрушить, они возведены из надежных природных минералов — красного и бордового песчаника, мрамора...
Мавзолей Айша-биби построен из жженых глиняных кирпичей. Что же это за материал такой и благодаря какой технологии изделия из него становились прочнее металла? Ученые по молекулам разложили его состав. Ничего особенного — только глина и песок. Но их частицы сцеплены друг с другом с чудовищной силой, и «объятия» эти не ослабели до сих пор. Некоторые исследователи предполагают, что в качестве цемента средневековые мастера использовали неизвестный состав природного происхождения, который со временем улетучивался.
Если же легонько постучать по старинному кирпичу чем-нибудь металлическим, то он отзовется тихим мелодичным звоном. Долгое время утверждали, что это звучит золото, которое добавляли в глину, ведь все тайное обрастает вымыслами. Что ж, ученые исследовали и этот феномен — золота в глине не обнаружено. Мавзолей по-прежнему не раскрывает своих главных тайн...
«Айша-биби» — единственный в Казахстане и Средней Азии памятник архитектуры, полностью облицованный резными терракотовыми плитками. Уникальность его еще и в том, что плитки древние зодчие не «приклеивали» к кирпичам, как это делали мастера, возводившие, к примеру, мавзолей Санджар Султана в Туркмении. Плитки являлись лицевой частью удлиненных элементов — румп, и эти 20—40-сантиметровые «хвосты» защемляли в кладке. Вот почему узоры не отвалились от стен и колонн, как это случилось на многих подобных сооружениях древности, а сохранились до наших дней и рассказали нам о непревзойденном мастерстве зодчих того времени.
По легенде мавзолей иногда в ветреные дни звучит, как орган. Говорят, это звучат души мастеров, которые создавали глиняные узоры. Узоров около семидесяти, и столько же было мастеров разных национальностей, вот почему они не похожи друг на друга...
К мавзолею спешат не только молодые и счастливые пары, которым повезло больше, чем их юной сверстнице Айше из далекого прошлого. Приходят люди разных возрастов. Идут, не обращая внимания ни на зной, ни на лютый холод. Стремятся сюда, свято веря в исцеление — физическое и душевное. Здесь, у памятника человек возвращается к себе, размышляет, печалится, исповедуется, строит большие планы, обретает смысл жизни. В очищающей и благодатной работе души и заключено главное таинство этого святого места.
Тот, кто не просто созерцает мавзолей, а проникается великой историей любви, неизменно приходит к пониманию сути памятника, его волнующего символизма: одна-единственная человеческая судьба способна вдохновлять много веков на великую любовь и великие дела.
По мотивам материалов Лебедева В. и Суртаева А.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий