воскресенье, 27 марта 2011 г.

Женский курс Н. Шестыревой "Танец Души". О музыке.

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте Отказаться от рекламы
  
  
  

  Мои подписки      Мои группы      Мои новости     
        Автор 
Наташа
      
  
Мир женщины   →   Женский курс Н. Шестыревой "Танец Души"
  
О музыке.
 
 

История применения музыкотерапии.

Из книги Козлова В.В. "Психология дыхания, музыки, движения"

  

Музыкальные ритмы и лады обладают способностью

делать души людей сообразными им самим.


Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.    

                                                                                     
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. В те временна, искусство существовало как часть мифа, но, тем не менее, связь магии (т.е. системы воздействия на человека либо на природу) и искусства практически неразрывна; особенно ясно это можно проследить в сохранившихся и бытующих ныне обрядах. Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла.


Всегда была велика роль музыкального ритма в общении с высшими силами: танец шамана построен на постоянном усилении активности движения – медленный раскачивающийся ритм постепенно превращается в ритм быстрого вращения. Этот ритм как бы ввинчивается в мировое пространство, создавая энергетический столб между землей и небом. Во многих традиционных культурах сопровождение мистических церемоний не нуждается в пении, ограничиваясь только барабанным ритмом: сухой, жесткий звук малых барабанов и гулкий, объемный звук больших литаврообразных ударных устанавливает контакт между людьми и их небесными покровителями.


Ритмичные танцы под барабанный бой сопровождают все важнейшие события в жизни племени; ритм приобщает человека к его сородичам, делает его жизнь частью общей жизни – рождение младенца, обряд инициации (вхождение во взрослый мир), свадьба и похороны невозможно представить без ритмического сопровождения.


Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.


Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии, Иудее.
В древние времена  величайшие  пророки  были  великими музыкантами. Среди индусских пророков можно найти  Нараду, который одновременно  был и  музыкантом,  Шиву, Богоподобного  пророка, изобретателя священной  вины;  Кришну,  который  всегда  изображается  с  флейтой.  Индусская богиня  красоты  и  знания Сарасвати всегда изображается с виной.


Известна библейская легенда из жизни пророка  Моисея, которая рассказывает о том, что Моисей услышал божественное повеление на горе  Синай в  словах Muse ke  -  "Моисей,  внемли"; а откровение, снизошедшее на него, состояло из тона и  ритма, и он назвал его  тем же самым именем:  Музыка; а  такие слова  как "Music" и  "Musike", произошли от того  же слова.  


Песни и стихи царя израилева Давида были известны на  протяжении веков - его послание  было дано в форме музыки.


Орфей из греческих мифов, знающий тайну тона и ритма,  с помощью этого знания имел власть  над  скрытыми силами  природы.  


В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия, древнейшего из врачей (покровителя врачевания), являлись символами связи искусства и медицины.
Асклепий пением и музыкой лечил больных, утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим.


Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире.


По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.


Первые научные истоки музыкотерапии мы находим в работах античных философов. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождения верного ритма, которое позже оформилось в этики в таком широко распространенном понятии, как такт. Античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого – жизни космоса основанный на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.


По свидетельству учеников Пифагора им были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на душе людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.


По мнению другого греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство со своей общиной.


Музыка как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которому в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов ведущих к нравственному психическому здоровью.


Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад – мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский – как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалась сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную в дорийском ладу.


У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.


Демокрит, известный греческий философ рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Когда Платон предлагал своим пациентам лекарства, надо было обязательно слушать магические песни – считалось, что иначе лекарство действовать не будет.


В библейской истории также можно найти примеры воздействия музыки на человека.


В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов-теоретиков (наибольшую известность получили Боэций, Гвидо, Арретинский, Царлино). В XVII – XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствии природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.


По мнению другого ученого Кванца выражаемый в музыке аффект, то есть сильное определенное чувство, может быть узнана по следующим признакам: по тональности, мажорная она или минорная; по встречающимся в музыке интервалам. Близко лежащие интервалы выражают ласку и печаль. Ноты же отрывисто взятые, состоящие из скачков и пунктирных ритмов выражают нечто веселое и грубое. Пунктированные и выдержанные звуки – серьезное и патетическое.


 
 
Комментировать выпуск
     В избранное

Прошлые выпуски
Быть текучей в текучем мире.    20 марта 2011, 17:13
Марафон "Доверие", 24.03.11    11 марта 2011, 14:40
С праздником 8 марта!    07 марта 2011, 17:12

Все выпуски рассылки
 
 

Subscribe рекомендует
 
Мир женщины  →   рассылки   и   группы
  
Уникальные новости от Свободного Журналиста
Я - свободный журналист. Моя работа - дать Вам пищу для ума. Испытываете инфо-голод? Вкусности здесь! Цель создания группы: публикация качественной, инт...
Темы: 61   Участники: 622
  Управление сельским хозяйством района
В России наступил очередной кризис власти. Чиновники, даже за большую зарплату, уже не могут валять дурака. А народ не хочет терпеть издевательства тысяч чиновников, щедро оплаченных нами же.
Темы: 9   Участники: 144
  Полезные статьи о строительстве
Уважаемые друзья! Группа предназначена для людей, которые делают ремонт в своей квартире/доме, а так же для компаний которые продают качественные строит...
Темы: 379   Участники: 2472
 
 
 
Подписан адрес: filimonchic.advertisment@blogger.com
Код этой рассылки: home.woman.abcdance
Архив рассылки
Отписаться:  На сайте  Почтой
Поддержка подписчиков
Убрать рекламу
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
 
Рассылка производится: Subscribe.Ru / ЗАО «Интернет-Проекты» / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий